Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
Восемь принципов образования обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.Все люди нуждаются друг в друге;
5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Международные |
1. Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 12.12.2006 г.
2. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.
3. Всемирная декларация для все и рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей, Джомтьен, Таиланд, 5-9 марта 1990 г. |
Федеральные |
1. Конвенция ООН «О правах инвалидов», ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ
2. Статья 7, 43 Конституции РФ
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 19 от 24.11.1995 № 181-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014г.)
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ- 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
9. Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»; |
Региональные |
1.Приказ Министерства образования Саратовской области от 14.03.2016 №823 «О межведомственном взаимодействии в рамках реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детей-инвалидов) на создание специальных условий получения образования (в том числе дополнительного) и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программамосновного общего и среднего общего образования».
2.Приказ Министерства образования области от 23.03.2016 № 956 «Об организациигосударственной итоговой аттестации по образовательным программам основногообщего и среднего общего образования в форме основного государственногоэкзамена и единого государственного экзамена для обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья, детей-инвалидов, инвалидов».
3.Приказ Министерства образования Саратовской области от 25 мая 2016 г.№ 1688 «О введении федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья и федерального государственного образовательногостандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями)».
4. Приказ Министерства образования Саратовской области от 25.02.2015 № 493 «Об организации деятельности ресурсных центров инклюзивного образования»
5. Методические рекомендации по созданию базовой образовательной организации инклюзивного образования
|
ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Сведения о наличии
объектов для
проведения
практических занятий,
в том числе
приспособленных
для использования
инвалидами и лицами с
ограниченными
возможностями
здоровья. |
Для проведения практических занятий в ОУ имеются специализированные объекты:
- кабинет технологии c кухней,
- кабинет химии/биологии с лаборантской,
- кабинет физики с лаборантской,
- кабинет информатики с лаборантской,
- спортивный зал, (фото_1, фото_2, фото_3)
- лекционный зал,
- кабинет психолога, (фото_1, фото_2)
- кабинет ОБЖ,
- кабинет психологической разгрузки.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
|
Сведения о наличии
библиотек, в том числе
приспособленных для
использования
инвалидами и лицами с
ограниченными
возможностями
здоровья
|
Школьная библиотека приспособлена
для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья. |
Сведения о наличии
средств обучения и
воспитания, в том
числе приспособленных
для использования
инвалидами и лицами с
ограниченными
возможностями
здоровья |
Типология средств обучения и воспитания, используемых в школе:
1. Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради,
атласы, раздаточный материал, энциклопедии, словари)
2. Электронные образовательные ресурсы
(образовательные мультимедийные учебники,
сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные
универсальные энциклопедии и т.п.)
3. Аудиовизуальные (презентации, слайд – фильмы,
видеофильмы образовательные,
учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых
носителях)
4. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные,
иллюстрации настенные, магнитные доски)
5. Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды,
модели в разрезе, модели демонстрационные)
6. Учебные приборы (компас, барометр, колбы, глобус и т.д.)
7. Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование,
спортивные снаряды, мячи и т.п.)
|
Технические средства
обучения и воспитания,
применяемые для
обеспечения
образовательного
процесса в школе, в том
числе для обучения
инвалидов и лиц с
ограниченными
возможностями
здоровья
|
Технические средства обучения и воспитания, применяемые для обеспечения образовательного процесса в школе:
• интерактивная доска – 9
• сервер – 1
• телевизор – 14
• компьютер – 63, ноутбук –4 ( из них в с доступом к Интернету, в составе
локальных сетей, на которых подключена система
контентфильтрации – 24)
• мультимедийный проектор – 22
• музыкальный центр – 1
• принтер –10
• многофункциональное устройство – 4
• магнитофон –1
• фотоаппарат - 1
|
Доступ к
информационным
системам и
информационно-
телекоммуникационным
сетям, в том числе
приспособленным
для использования
инвалидам и лицам с
ограниченными
возможностями
здоровья |
Доступ обучающихся к информационным
системам, информационно-
телекоммуникационным сетям, электронным
образовательным ресурсам. |
Сведения о наличии
объектов спорта, в том
числе приспособленных
для использования
инвалидами и лицами с
ограниченными
возможностями
здоровья |
Сведения о наличии объектов спорта,
в том числе приспособленных для использования
инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья
(фото_1, фото_2, фото_3, фото_4)
|
Сведения об организации
питания
обучающихся, в том
числе инвалидов и лиц с
ограниченными
возможностями
здоровья |
Сведения об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
(фото_1, фото_2, фото_3)
Приказ №163 от 29.08.2022 года "Об организации бесплатного горячего питания обучающихся 1-4 классов" в МОУ "СОШ № 8 им. В. И. Курова г. Новоузенска Саратовской области" в 2021-2022 учебном году
Приказ №169 от 02.09.2022 года "Об организации питания обучающихся 5-11 классов" в МОУ "СОШ № 8 им. В. И. Курова г. Новоузенска Саратовской области" в 2021-2022 учебном году
|
Сведения об условиях
охраны здоровья
обучающихся, в том
числе инвалидов и лиц с
ограниченными
возможностями
здоровья. |
Медицинское обслуживание.
Для проведения медицинского обслуживания в ОУ имеется
медицинский кабинет с процедурной. Медицинский кабинет лицензирован. Кабинет
полностью укомплектованы необходимым
оборудованием. Основанием для деятельности медицинского
кабинета является договор между МОУ «СОШ №8 им. В.И.Курова г.Новоузенска
Саратовской области» и Государственным
учреждением здравоохранения Саратовской области
«Новоузенская районная больница».
Оборудование медицинского кабинета МОУ «СОШ
№8 им. В.И.Курова г.Новоузенска Саратовской области»
(фото 1, фото_2, фото_3, фото_4, фото_5)
Дорожная безопасность
Информационная безопасность |
Сведения об
организации
и проведению
государственной
итоговой аттестации
по образовательным
программам основного
общего и среднего
общего образования в
форме основного
государственного
экзамена и единого
государственного
экзамена для лиц с
ограниченными
возможностями
здоровья,
детей-инвалидов и
инвалидов
|
Методические рекомендации
по организации и проведению государственной итоговой
аттестации по образовательным программам основного
общего и среднего общего образования в форме основного
государственного экзамена и единого государственного
экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов в 2020 году |
|